Новости
12 ноября 2017, 01:12

АНАЛОГОВ НАШЕЙ ЭКСПОЗИЦИИ НЕТ ДАЖЕ В ГЕРМАНИИ…

     В судьбе Дома-музея Германа Брахерта произошло два события, о которых нельзя не упомянуть. Во-первых, основатель и многолетний директор музея Алла Саруль ушла на заслуженный отдых, сменил ее на этом посту Владимир Черняев. А, во-вторых, не так давно Дом-музей сменил статус муниципального учреждения на областной. Отныне это – Государственное бюджетное учреждение культуры. Мы попросили Владимира Черняева рассказать о своих первых впечатлениях на новом месте работы и поделиться планами на ближайшую и отдаленную перспективы.

– Но, прежде, чем мы перейдем к основным вопросам, давайте познакомим вас, Владимир, с нашими читателями поближе: расскажите немного о себе, как вы оказались в музейном деле?...

  – До недавнего времени я работал на ГТРК Калининград, но в последние годы активно занимался культурой и параллельно принимал участие в реализации нескольких региональных проектов. После ухода с телевидения успел поработать заместителем директора Калининградской Художественной галереи и Музея янтаря.

– Ваше первое впечатление от Дома-музея Германа Брахерта?

     – Очень интересный музей. Его сотрудники даже без необходимой профессиональной подготовки сумели музей всесторонне обустроить, осуществили ряд интересных проектов, наладили необходимые международные связи, установили контакты с крупными российскими музейными центрами, одним из которых является Санкт-Петербург. Главное - создана экспозиция, аналогов которой нет даже на территории самой Германии. Сформирован специфичный «образ музея», известность которого распространяется далеко за пределы нашего региона. Это образ не только «дома-музея», но «музея, как дома» со своей особой атмосферой и традициями, идущими от самой брахертовской семьи.

– Вы достаточно высоко оценили наследие, которое досталось вам от предшественника. Определились ли вы с тем, как выстраивать свою работу на будущее, какую цель поставили перед собой и сотрудниками музея на перспективу?

        – Наша общая цель заключается, прежде всего, в том, что-бы вывести на новый уровень представление местной общественности, гостей курортного города о творчестве Германа Брахерта, глубже осмыслить его роль в духовной жизни области. За короткое время работы я уже столкнулся с различными, подчас, довольно противоречивыми мнениями о Брахерте. Думаю, любые искусствоведческие оценки в данном случае сегодня уже не главное. Само время, сохранив его скульптуры и дом, словно распорядилось так, чтобы именно на примере Брахерта мы получали представление не только о прошлом этой земли, но и о развитии культуры в целом, скульптуры в частности. Ведь Герман Брахерт – это последняя ступень традиционного европейского классицизма, в который он привнес черты модернизма. Таким образом, его работы в целом четко обозначают некие магистральные пути искусства первой половины ХХ века, дают представление о том вкладе, который оно внесло в разрешение проблем тогдашней Европы.

– Как вы считаете, можно ли поставить на одну ступень философа Канта и скульптора Брахерта? При том, что они являлись властителями дум, формировали взгляды ни одного поколения людей, живущих здесь...

     – На первый взгляд, это две разновеликие личности. Но если приглядеться к ним повнимательнее, можно уловить и некие общие черты. Конечно, если Кант вполне самодостаточен, он всемирно известный философ, то Брахерт в большей степени нуждается в неком «переводе» на язык современной российской культуры, в каком-то переосмыслении, своеобразной адаптации. Думается, он шире и глубже своего чисто скульптурного наследия. Он «гений места» не только для Светлогорска, но и для Калининграда, ведь до войны он считался в Кёнигсберге одним из ведущих скульпторов. Мне кажется, Брахерт привносит в нашу жизнь огромное количество смыслов и идей, которые мы должны усвоить из прошлого, спроецировать в настоящее и будущее этой земли. Он ориентир, направляющий нас не только к скульптуре вообще, но и к немецкому и европейскому неоклассицизму, последователем которого и являлся. Все это и будет в центре нашего и, надеюсь, всеобщего внимания в ближайшее время, особенно в предстоящем году, на который придется целый ряд мероприятий, посвященных 125-летию со дня рождения Германа Брахерта.

– Очевидно, нужны и новые подходы, как в осмыслении творчества скульптора, так и в «презентации» его произведений…

      – Да, именно так. Если попытаться более ясно представить место Брахерта в современной региональной культуре, то получается, что вместе с Кантом, Гофманом, Донелайтисом и Кауэром Брахерт входит в первую пятерку имен, которые символизируют культурную связь Калининграда и Кёнигсберга. Причем, в этом своеобразном рейтинге мы видим сразу двух скульпторов. Это вполне отражает то значение, которое скульптура играла в европейском и кенигсбергском искусстве. А вот в Калининграде скульптурное направление проработано слабо.

     Так что министерство культуры активно поддержало нашу инициативу о создании регионального скульптурного проекта, оригинальное название которого пока обсуждается. Он вырос из идеи объединить усилия всех учреждений культуры, связанных с именами Брахерта и Кауэра. Это, помимо нашего музея и Музей янтаря, представляющий Брахерта, как автора изделий из солнечного камня, а также и Музей Мирового океана, и Калининградская Художественная галерея, часть экспозиции которых посвящена творчеству Кауэра. Именно они в канун Международного дня музеев подписали специальное межмузейное соглашение, которым реализации проекта дан своеобразный старт.

– Что предусматривает проект и межмузейное соглашение?

– Целый ряд направлений: от проведения крупных мероприятий, конференций и пленэров до создания гипсотеки и организации совместных туристических маршрутов. Договорились и о том, чтобы возобновить поиск скульптур, утраченных во время войны. Но, видимо, прежде всего на этом этапе нужно говорить о воссоздании некоторых произведений для передачи в музеи и возвращения на места, где они были некогда установлены. Большое значение имело бы и создание копий скульптур, что находятся на территории Германии или в частных коллекциях. Только так можно будет дать представление о творчестве Брахерта во всей полноте. Предусмотрена и реставрация скульптур, и создание современной городской скульптуры. Все это уже выходит за рамки чисто межмузейного сотрудничества, но в дальнейшем к реализации проекта подключатся, надеюсь, и другие структуры. По нашей информации - это единственный общерегиональный скульптурный проект в России.

      Если говорить с практической точки зрения, мы хотели бы наполнить скульптурой наши города, сделать ее таким же распространенным явлением, каким она была здесь до войны. При этом необходимо, чтобы многие кенигсбергские традиции были возрождены и продолжены. Именно Брахерт и Кауэр станут символами такого подхода. Своеобразным девизом проекта вполне могла бы стать идея о том, чтобы «воссоздать то, что можно воссоздать и создать то, чему надлежит быть».

  – А как предполагается развивать сам музей?

      – В настоящее время завершаются необходимые процедуры, связанные со сменой собственника. Весь коллектив сохранен и усилен экономическим блоком, который возглавила Татьяна Халикова. Научно-просветительским направлением будет руководить Татьяна Щербакова, известная многим светлогорцам, как создатель творческого объединения «Клуб Ковчег». Связи с общественностью обеспечит Константин Тращенков, который и дальше работу в музее будет сочетать с деятельностью куратора инициативной группы «Лес». Главным специалистом музея согласилась быть его создатель и многолетний руководитель Алла Саруль. Алле Семеновне хотелось бы выразить особую благодарность за помощь и поддержку. В качестве ближайших шагов нам предстоит проведение ремонта здания музея и обустройство прилегающей к нему территории. Есть возможность приобретения брахертовской скульптуры, которую надеемся осуществить уже в этом году. Ну, а первым мероприятием, которое нам предстоит провести в новом качестве, станет Музейная ночь, которая состоится 17 мая.

– Не могли бы вы приоткрыть занавес? Что на этот раз ожидает посетителей?

     – Учитывая то, что федеральная тема Музейной ночи» - «Свет и Цвет» - мы подготовили программу «Ночь Света и Цвета» на фоне скульптур и выставки «Цвет ангелов». Попытаемся и в прямом, и в переносном смысле представить экспозицию в необычном свете. Готовим инсталляцию со скульптурами. А кроме того, попробуем воплотить представление о культуре, как синтезе искусства, науки и религии. Поэтому в презентации иллюстративно-тематической экспозиции «Цвет Ангелов» примет участие представитель Православной Церкви, а тему цвета в музыке на примере творчества Скрябина, который считается основателем музыкального космизма, поможет раскрыть известный калининградский ученый-космолог. Таким образом, мы постараемся максимально расширить традиционное музейное пространство и будем чередовать познавательные и развлекательные элементы.

     Предусмотрен и виртуальный экскурс по удивительным музеям, и интерактивная игра с посетителями. Задумано воспроизведение «красок музыки народов мира» с исполнением коллективом объединения «Клуб Ковчег» английских, испанских, грузинских и еврейских песен. В данном случае исполнение будет сопровождаться рассказом, почему мелодиям страны присущ тот или иной цвет, и все это будет проиллюстрировано соответствующим видеорядом. Запланирована и современная музыка в сопровождении аудио-визуального представления группы «Темноямск».

        Разумеется, будет и традиционное чаепитие у костра, которое состоится ближе к полуночи. Начало же вечера запланировано на 20 часов. Надеемся на активность светлогорцев и гостей города. Ведь можно считать, что Год культуры теперь вступает в свою решающую стадию.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg